Валерия Гудкова - художник-иллюстратор. Создаёт оформление к CD,
рисует принты на футболки, афиши, иллюстрации и прочее. Фотографи-
рует музыкальные группы, снимает концерты. Узнать подробнее об авто-
ре, её художественном мире и работах вы сможете из интервью.
Ссылки:
-Просматривая твои работы, видно, что очень много вдохновения ты черпаешь в музыке. Расскажи, что это за музыка и исполнители.
-Совершенно разные, а зачастую даже неожиданные! Иногда на какую-то иллюстрацию меня наталкивает образ исполнителя из клипа, а бывает, что в мозг врезается строчка или образ из песни, или просто раритетное фото. Всегда по-разному. До сих пор у меня на задворках идей теплится иллюстрация к песне «Blood Roses» Тори Эймос – она явилась ко мне, когда я чистила зубы. И там совершенно не было кровавых роз! Хотя бывает и наоборот, ты начинаешь из себя выуживать какие-то ассоциации, образы… Когда скончался Михаил Горшенёв, мне действительно очень захотелось нарисовать иллюстрацию о нём, так как я выросла на песнях «Короля и Шута». В один прекрасный момент просто села, и начала перерывать образы из песен, которые очень нравятся – подойдёт - не подойдёт? - или просто цепляются. Так на иллюстрации появилась и русалка, и 2 монаха, и старинные часы, и человек в лодке, и горящий колдун… При таком методе, конечно, иногда работа идёт медленнее, чем хотелось бы, постоянно всплывает вопрос: а насколько подходящий это образ для иллюстрации? Но чаще всего, когда я заканчиваю картинку о музыке или музыканте, образы оказываются именно такими, какими их хочется видеть. Совершенно отрываются от тебя, и вообще кажется не тобой созданными – действительно «сигналы из космоса». Во время работы над такими музыкальными иллюстрациями предпочитаю доверять мимолётным видениям – они верны, как инстинкты.
-Я знаю, что ты собираешь коллекцию дисков и винила. С чего она началась, сколько дисков уже в коллекции?
-Всё началось осенью 2009 года, когда я познакомилась с барабанщиком Владимиром Мучновым. Он тогда играл в группе БеZумные Усилия. Он рассказал, с каким трудом был записан альбом «Огни Неизвености», сколько на него было потрачено, и т.д. У меня, честно говоря, просто глаза открылись в тот момент на это дело. Для 99% людей запись альбома – это, ну, совершенно абстрактная вещь, люди совершенно не имеют понятия сколько нужно на это времени, сил, средств. Народ просто требует нового музла, а если его нет – возмущается в соц.сетях. Я тогда пошла и просто из принципа купила этот альбом в ближайшем «Союзе», хотя их музыка для меня была тяжеловата на тот момент, да и понятно, что это деньги пойдут магазину, а не группе, но первый шаг был сделан. А потом вдруг всё понеслось… Сначала я без разбора практически скупала всю музыку, которая более или менее нравилась, покупала и лицензионные, и фирменные диски – буквально всё, что попадалось на глаза… Бывало, приносила домой целые пачки компакт дисков с «Горбушки». Потом лихорадка немного успокоилась, я поняла, что всю музыку мира не купить, да она и не нужна, по сути. Тогда я немного пересмотрела принципы своего коллекционирования: теперь я покупаю только фирменные компакт-диски, или зарубежную лицензию (она лучше по качеству, в основном); и только исполнителей, проверенных временем, а винилы покупаю только если музыка действительно «прёт». Сейчас в моей коллекции всего 470 пунктов, я не подсчитываю, сколько из них винилы, сколько компакты – у меня общий список, наверное, из всего количества, у меня около 40 пластинок. А больше всего Тори Эймос – 38 релизов на разных носителях: альбомы, синглы, компеляции. Сейчас на пути ко мне ещё переиздания её первых альбомов на виниле и компактах в количестве 4-х штук… Я не перестала, конечно, качать музыку из интернета – есть музыканты, чьи релизы достать достаточно трудно, даже имея доступ к зарубежным интернет-магазинам, но с каждым купленным компактом моя совесть очищается. Коллекционирование - это безостановочный процесс, я всё ещё теряю голову, оказываясь среди прилавков с пластинками и компакт дисками…
-Если говорить о музыке и твоём творчестве, то нельзя не отметить твои работы по оформлению дисков. Расскажи об этом немного подробнее
-Хм… Даже не знаю, что сказать. Просто в один момент, я поняла, что меня очень завораживает такое сочетание: музыки и «картинок». Также совершенно волшебно слушать музыку, при этом листать буклет, следить за текстом и т.д. Сейчас, во время цифровых технологий, mp3-музыки с простигосподи телефонов, несомненно, вся эта «буклетная» культура ушла в прошлое, это теперь больше «тусовка для своих» - я каждый раз это чувствую, оказываясь в музыкальных лавках, или в гостях с полками, заставленными пластинками. Фантастически, создавать иллюстрации для альбома, которые будут или подчёркивать музыку, или контрастировать с ней. Пока с моим оформлением физическое воплощение обрели не очень много релизов. Хотелось бы больше. И что бы это была действительно большая и красивая работа! В конце прошлого года я делала оформление для группы GAIN OVER, ребята попросили сделать оформление, связанное с видеоиграми – вот работать над этим релизом было невероятно кайфово! Совпало всё: и моё увлечение видеоиграми – я просто по потолку была готова бегать от счастья, и добродушие ребят из группы, которые согласились на многие мои предложения, и сам драйв от работы! Очень надеюсь, что этот диск всё-таки увидит свет!
-Для какой известной (в России, в мире) команды или исполнителя ты бы хотела сделать мерч?
-Честно говоря, сейчас я понимаю, что дело не в известности, а в том, насколько креативна будет идея музыкантов и насколько приятно будет работать с ними, ну, и, естественно, насколько хороший результат получится. Серьёзно, уровень популярности не важен. Важна качественная идея, и гармоничное сотрудничество без недомолвок, с доверием художнику – почему-то многие думают, что художник хочет их «обмануть», без нервов, злобы и прочего. Последнее время я действительно начала получать кайф просто отрисования заказов, когда работа проходит гладко, заказчик сразу объясняет, что хочет, грамотно вносит правки, без абстрактного «что-то не так, а что не знаю», и всё происходит в приятной расслабленной атмосфере. Хотя ладно, не буду лукавить, сделать что-то для крупной банды или исполнителя было бы приятно, когда изображение напечатается не только на компакте, но и может быть на виниле, мерче, афише… Из российских групп, наверное, было бы круто поработать с Мельницей, Арконой или Theodor. Хотя этим группам всегда делают оформления и мерч очень крутые дяди и тёти! А из зарубежных… Наверное, чему-то, что я очень люблю слушать: Тори Эймос, Аннеке Ван Гирсберген, Paradise Lost, Draconian, Katatonia, MoonSpell, Милен Фармер – это если уж совсем в звёзды целиться… Хотя вот знаю! Очень бы хотелось оформить альбомы Lacuna Coil или Garbage – а то просто без слёз не взглянешь, иногда! Ха-ха-ха. Да простят меня Кристина и Ширли!
А вообще я считаю дурным тоном клепать свою фотку на обложки альбомов или футболки. Поп-исполнителей я ещё как-то могу понять – это большой бизнес, свои правила, имидж многое значит, да и то, это понимание с натягом… Посмотрите хоть на последнее оформление альбома «1000 Forms Of Fear» Сии, Lorde или Woodkid’а – там либо всё до такой степени завуалировано, либо вообще сведено к минимализму, что, как раз, отсутствием непосредственного образа они привлекают внимание. Но когда группа позиционирует себя как неформальная, не играющая такую… музыку, а клепает на обложки лица-лица-лица, то… такой ход удивляет. Надо учиться у Deftones, Tool, Flёur.
-Какой самый необычный заказ на мерч у тебя был?
-Не могу сказать, что было что-то очень необычное… Ну серьёзно, всё довольно «в рамках приличия»! Правда вот рисовали мы в прошлом году принт на футболку группы MELANCHOLY, а в итоге он оказался на этикетке… масла для бороды!
-Ты создаешь картины - иллюстрации, которые наполнены личными переживаниями и историями. Рисуя, ты отпускаешь свои эмоции или даёшь им новою жизнь уже на бумаге?
-И то и другое. И смотря что за эмоция, что за переживания. Несколько лет назад, у меня абсолютно всё творчество строилось на «пропустить через призму себя». Я рисовала только автопортреты. Всё сосредоточение переживаний было внутри, и вынести их на каких-то персонажей, героев было совершенно невозможно, также как и «стать» каким-то персонажем. Сейчас я стала или отстранённее, или наоборот, больше растворяюсь в происходящем. Мне гораздо проще применить внутренние переживания на каком-то лирическом герое, чем на себе… Посмотрим, как оно будет дальше.
-Откуда они берутся фантазийные образы в работах и что это за герои?
-Ооо, это просто бездонный колодец! Совершенно ото всюду! Раньше я не любила классические сказки и мифы, потом меня внезапно обрушилась вся необъятная подноготная фольклора и подобной литературы – там тонны архетипов, тонны маленьких подробностей и отсылок к историческим деталям и традициям. Та же Красная Шапочка не так проста! Иногда после просмотра какого-нибудь фильма образ цепляется, трансформируется и на его основе рождается какая-то иллюстрация… Бывает по-всякому! А, бывает, что и не трансформируется вовсе: весной я нарисовала Геральта, персонажа Анджея Сапковского, автора «Ведьмака». Не испытываю совершенно никаких восторженных чувств по поводу этого произведения, как книги – не цепляет. Но вот Геральт из Ведьмака, игровой вселенной CD Project RED, вызывает несколько больше эмоций, хотя я не фанат RPG! Кроме того, у меня дома много дверей из дерева, и весь коридор оформлен деревом. Вот сидишь иногда, пялишься в разводы на вагонке, и тут раз! Длинные люди! Надо нарисовать длинных людей из разводов! И так постоянно!
-У тебя необычная техника исполнения, в которой декоративность смешана с реалистичностью. Как она сформировалась?
-Это был длинный тернистый путь проб и ошибок! Я много химичила в фотошопе, сначала не знала, как добиться нужного эффекта, потом, изучая программу, поняла, как добиться того или иного, путём наложения. Что касается традиционного рисования – там практически такой же принцип, только на бумаге. Вообще мне моя техника одновременно напоминает и коллаж, и мозаику, только на бумаге или на компьютере. В целом то всё просто: идея, отрисовка, контур, покраска. На бумаге последние пункты могут меняться, в зависимости от того, чем выполняется рисунок. Но я стараюсь не прибегать к пачкающим и долгосохнущим материалам – очень хлопотно, это демотивирует. Хотя, например, сидеть и часами тыкать точки пером – для
меня совершенно нормальная, релаксирующая практика. Видимо, главное найти своё.
-Смотря на твои работы понимаешь, что каждая из них не просто картинка, а идейно -наполненная иллюстрация. А какая твоя жизненная философия?
-В свете последних событий, я скажу: спешите жить! Жить надо жадно, со страстью и мечтой. Наталья Андреевна, вокалистка группы Мельница? как-то сказала, что раньше считала, что надо жить счастливо, но сейчас ей кажется, что жить надо зло и весело. Не могу с ней не согласиться! Для кого-то счастье - это работа в банке и вишнёвая жигуля 4-й модели, а для кого-то совершенно иные вещи. И эти оба «кого-то» друг друга никогда не поймут. Я скажу, что надо искать приключения себе (можно на пятую точку), путешествовать, пробовать новое (и, возможно, вкусное!), найти хобби, читать, смотреть кино, заниматься любовью, умеренно употреблять алкоголь и дурь, если уж без этого никак… Жизнь невероятно скоротечна и скучна, предсказуема, а мы тратим её на такую же скучную работу, болезни, сплетни, самобичевание и докучаем родственникам, будто ловим кайф от всей этой бытовой желчи, кидаем понты, которые никому не нужны… Рефлексируем, упиваемся собственной беспомощностью, обиженностью, одиночеством. Надо постоянно отдавать себе отчёт: ты не одинок, а свободен; ты не обижен, а получил урок.
Самая плохая практика – жалеть себя и страдать. Я занималась этим очень долго, и ничего хорошего это не принесло. Вселенная постоянно одёргивает тебя и заставляет учиться, надо это видеть. Конечно, не стоит быть всё время беззаботным радостным идиотом, но… В 2014 году у меня умерла собака, с этой собакой я проспала в одной кровати 13 лет. Это было эмоциональное дно. Серьёзно, я тогда поняла, что хуже быть не может. Это как-будто ребёнок умер. Но в тот же день вселенная подкинула мне работу: и я поехала фотографировать мероприятие для больных детишек. Это были дети, которые никогда не смогут нормально ходить, или общаться, говорить - они больные навсегда, до конца жизни. Каково их родителям… Осознание этого заставило меня оттолкнуться от дна и всплыть. Если вам невыносимо херово, или что-то идёт не так, ищите выходы, знаки, учитесь, самосовершенствуетесь, главное идти, не важно в каком направлении. Получайте кайф от самого существования и бытия.…Ведь однажды мы все станем пылью.
Беседовала: Татьяна Свирцова