Софья Митяева - молодой и талантливый кукольных дел мастер из Москвы. Я познакомилась с ней, кажется, в 2010 году, уже тогда из-под рук пятнадцатилетней девушки выходили удивительные вещи. Маленькие человечки, которых Софья делает сейчас - настоящие произведения искусства; каждый из них обладает своим характером и историей. Сегодня мы познакомимся поближе с автором и историей создания ее замечательных кукол.
Ссылки:
-С чего всё началось? Расскажи нам о том, что именно подтолкнуло тебя к тому, чтобы заняться созданием кукол.
-Занимаюсь куклами с 2008 года. Тогда впервые увидела их в интернете и непременно захотела обладать таким прекрасным созданием. Но затем обнаружила, что все предложенные создания не такие прекрасные, какими могли бы быть, а делать их гораздо
интереснее, чем ими обладать. С тех пор без работы не проходит практически ни дня.Самостоятельно изучила анатомию, механику кукол, обучилась шитью и прочим необходимым техникам, а также попробовала все возможные и невозможные материалы:
самоотвердевающие и запекаемые пластики, флюмо, папье-маше, даже полиуретан. Ни один меня не устроил, нашла себя я только в фарфоре. Три года назад запустила собственную линию кукол.
- Каков был твой творческий путь до того, как ты занялась созданием кукол?
-Совсем не творческим. Мне прочили техническое образование, частично я даже его получила. Однако душа поэта, то есть художника, взяла верх. С детства я любила рисовать, до сих пор занимаюсь этим все свободное время, но художественного образования я не имею, и пришлось заниматься самообучением.
-В чем ты черпаешь свое вдохновение? Как рождаются образы?
-Я стараюсь найти «человеческую» трактовку различных красивых вещей. Меня вдохновляет мода, музыка, животные, даже просто цветовые сочетания. Часто я сама не знаю, какой образ получится, он рождается будто бы сам по себе.
-Расскажи какую-нибудь занятную историю о том, как зародилась идея или создавалась одна из твоих работ. Может быть, какие-то приключения в процессе или интересная история о том, как появился и развился какой-то особенно близкий тебе образ.
-Мне было интересно работать над концептуальной парой кукол «СиРин». Идея крыльев довольно часто обыгрывается в современной моде, но в какой-то момент я подумала о том, чтобы оставить только одно. Тогда родилась идея о паре влюбленных, каждый из которых имеет только одно крыло, но вместе они могут взлететь. Эта история и вдохновила меня на образы, которые вы можете видеть.
-Вдохновляешься ли ты работами других мастеров, если да, то каких? Речь необязательно о художниках-кукольниках, я говорю о деятелях искусства в целом.
-Разумеется, как любой художник-кукольник, я просто обязана отметить Марину Бычкову. Я восхищаюсь не только ее работами, но и тем, как ей удалось популяризировать искусство фарфоровой шарнирной куклы. Вполне возможно, если бы не она, это направление было бы совсем иным. Мне интересно следить за чужим творчеством, но я стараюсь делать своих кукол непохожими на других и не зависеть от тенденций. Я скорее вдохновляюсь работамихудожников и модельеров. Среди первых я в первую очередь выделяю Альфонса Муху и Густава Климта, среди вторых – Александра МакКуина.
-Расскажи про свой логотип. Как он родился, что символизирует?
-В логотипе мы старались обыграть букву «S» в имени «Sofie». Идея вписать в нее лицо родилась практически сразу, а затем появилась мысль о том, что эта буква похожа на дугу в символе инь-ян. Как и китайский символ, он символизирует объединение женского и мужского, темного и светлого, что, на мой взгляд, очень подходит моим работам.
- Расскажи о процессе создания кукол. Из чего они сделаны, каковы основные этапы работы?
-Мои куклы изготавливаются из фарфора. Модель-прототип делается вручную из самоотвердевающего пластика – все детали, шарниры и соединения прорабатываются на этой стадии. Затем я снимаю с прототипа гипсовые формы, куда затем заливается жидкий фарфор. Детали сушатся, обрабатываются, затем обжигаются в специальной печи. После этого детали расписываются надглазурными красками, которые также обжигаются, после чего никогда не стираются и не выцветают. Разумеется, на самом деле технология гораздо сложнее, но в двух словах примерно так. Для одежды я использую натуральные материалы, в основном это шелк, хлопок и кожа. Для создания одежды такого размера приходится много шить вручную, поскольку швейные машинки не рассчитаны на такую работу. Парики я делаю из натурального мохера, для них я придумала технологию вживления волос в шапочку из горячего клея.
- Почему ты выбрала именно эту технологию и этот материал? Расскажи об опыте работы с другими материалами.
-Фарфор – не только очень красивый, но и долговечный материал. При правильном обращении фарфоровые изделия сохраняют первозданный вид долгие годы и десятилетия. Фарфор не боится света, не царапается, с него можно удалить любые загрязнения. К сожалению, все остальные материалы для создания кукол не могут похвастаться подобными свойствами. Я работала со многими из них, но только с фарфором я почувствовала, что довольно своей работой. Второй популярный материал среди авторов шарнирных кукол – полиуретан. Он удобен для создания тиражей, поскольку позволяет не работать над каждой отдельной куклой, а только над прототипом. Я работала с полиуретаном несколько лет, но этот материал показался мне куда менее стойким к внешним воздействиям, чем фафор. Полиуретан желтеет и выцветает от солнечного света, он впитывает загрязнения, с него стирается роспись. Лично мне гораздо комфортнее с фарфоровыми куклами, мне не страшно, что они испачкаются или поцарапаются. Считается, что фарфор – хрупкий материал, однако я крайне редко сталкиваюсь со сколами, хотя при работе обращаюсь со своими куклами
достаточно бесцеремонно.
-В каких условиях ты создаешь кукол? Что из себя представляет твоя мастерская?
-Моя мастерская расположена в отдельной комнате. В общем-то, она мало отличается от
любой другой: стол, стул, несколько шкафов со множеством полочек. Место для росписи у меня оборудовано на подоконнике, потому что для этого необходим дневной свет. Из интересного могу сказать лишь то, что жидкий фарфор я держу в банках из-под мороженного Baskin&Robbins.
-Сколько времени уходит на создание одной куклы?
-Я редко работаю только над одной куклой, чаще всего – сразу над двумя. На двух кукол базовой комплектации (без одежды) у меня уходит один-два месяца. Кукла в образе может создаваться очень долго, порой до года.
-Где ты приобретаешь материалы?
-Фарфор и краски я покупаю в специализированном магазине для кукольников. Ткани, кожу и прочие мелочи я покупаю во множестве магазинов по всему городу.
- Как можно приобрести одну из твоих кукол? Работаешь ли ты на заказ, или создаешь
кукол только по собственным идеям?
-Я принимаю заказы на кукол. Вся информация есть на сайте в соответствующем разделе. Кроме того, я работаю над множеством коллекционных кукол в готовых образах. Куклы «СиРин» скоро будут выставлены на аукцион, и уже сейчас я работаю над новыми куклами, которых надеюсь закончить осенью.
- Где можно полюбоваться твоими работами вживую?
-Я принимала участие в выставке «Международный салон кукол», который проходит в Москве в октябре, но сейчас мое участие под вопросом. Пока что я не планирую участие в других выставках.
- Проводишь ли ты мастер-классы или ворк-шопы?
-Мне было бы интересно поделиться своим опытом, но пока не нахожу на них достаточно времени. Я уже давно думаю о проведении курсов или мастер-классов, но пока мне не удавалось это сделать.
Беседовала Надежда Щербакова